– рост коррозионной активности
При внутрискважинной эксплуатации НКТ приходится учитывать несколько групп усиливающих коррозию факторов, как природного, так и техногенного происхождения - напрямую связанных с процессом механизированной добычи:
текст
| Классические катализаторы коррозии (агрессивные среды) – флюид, обводненность, газы, температуры, давление, механические примеси и т.д. | |
| Механизированная добыча – воздействие агрессивных сред может значительно усилиться, например: из-за вибронагрузки от УЭЦН в НКТ могут возникать усталостные явления, а силовой кабель вызвать блуждающие токи или термопару с телом НКТ. Результат всегда один – очаг коррозии. | |
| Потоковые явления (промывы) – воздействие флюида на торцы НКТ: кавитация, завихрения, эрозия стенки НКТ, что приводит к полету подвески. Скорость потока может превышать 50 км/ч.. |
Итог – сокращение срока службы НКТ, непредвиденные отказы, аварии, ремонты, затраты, загрязнение окружающей среды и травматизм.
– основные методы борьбы и их недостатки
Применение НКТ с повышенным содержанием хрома – слишком дорого и в ряде случаев неэффективно
Трубные заводы предлагают НКТ с содержанием хрома 1% и 3% по завышенной стоимости с «усиленной коррозионной стойкостью». НКТ 1Cr и 3Cr не имеют практически никаких преимуществ по сравнению с обычными НКТ.
НКТ с содержанием хрома 13% крайне дороги, из-за высокого содержания хрома имеют сниженные прочностные характеристики тела и резьб – используются только премиальные резьбовые соединения.
Повышение массовой доли хрома приводит к ухудшению механических свойств тела НКТ.
НКТ 13Cr не эффективны в условиях сероводородной коррозии. Для защиты от сероводорода необходимы еще более дорогостоящие хромо-никелевые сплавы.
Полимерные покрытия – ограничение по условиям применения и нестабильность качества
Рабочие характеристики и срок службы зависят от техпроцесса и состояния НКТ – при нарушении технологии покрытия быстро отслаиваются, осыпаются, нарушается адгезия к НКТ.
Ограничения по рабочей температуре – не выше 80 градусов для большинства покрытий.
Низкая стойкость к механическим воздействиям – сколы на торцах НКТ появляются при первом спуске в скважину.
Не реализован на практике механизм локального ремонта покрытий. Единственный способ – полное перепокрытие НКТ.
Покрытие ремонтных НКТ затруднено высокими требованиями к состоянию внутренней поверхности.
– совершенный метод защиты от коррозии
Лейнер – внутренняя вставка из нержавеющей стали по принципу «труба в трубе» лишена недостатков обычных антикоррозионных способов защиты труб
Коррозионная стойкость лейнера значительно превышает аналогичные показатели легированных НКТ при отсутствии дополнительных требований к резьбам и сохранении прочностных характеристик трубы – многократно возрастает ресурс НКТ
Материал вставки-лейнера: нержавеющая сталь AISI 316L, либо коррозионностойкий сплав Alloy 825 для сред с высоким содержанием H₂S
Высокая экономическая эффективность – установка лейнера значительно дешевле дорогой легированной трубной продукции
Отсутствие жестких специальных требований к внутренней поверхности труб – нет необходимости термической и абразивной очистки внутренней поверхности трубы
Возможна установка лейнера в ремонтные НКТ без каких-либо ограничений – решение проблемы фонда б/у НКТ, в т.ч. насосно -компрессорных труб с уже нанесенным полимерным покрытием
Биметаллические НКТ с установленным лейнером ремонтопригодны
– лейнер для НКТ с премиальной резьбой
DCS InoxInside GT (Gas Tight) предназначен для установки в НКТ с премиальными резьбовыми соединениями в качестве альтернативы дорогостоящим хромированным НКТ
Хромированные НКТ 13Cr с премиальными резьбами имеют очень высокую стоимость, длительный срок изготовления и ряд ограничений по коррозионной стойкости.
НКТ с лейнером DCS InoxInside GT из стали 316L предназначены для использования на нефтяных, газоконденсатных и газовых скважинах, осложненных коррозией, в т.ч. в высокоминерализованных средах.
Экономический эффект от применения НКТ с лейнером InoxInside GT может достигать 35% по сравнению с НКТ 13Cr на этапе закупки.
Возможна установка лейнера в ремонтные НКТ (в т.ч. хромированные) после эксплуатации на коррозионном фонде.
Предусмотрена защита пространства между торцами НКТ от промывов и воздействия агрессивных сред при добыче нефти или газа.
текст


